Икона и Православие
Икона является неотъемлемой
частью православной традиции, без нее трудно представить православный храм и
богослужение, дом православного человека и его жизнь. Рождается человек или
умирает, отправляется в дальний путь или начинает какое-либо дело — его жизнь
сопровождает священный образ, икона.
Образ появился в христианском искусстве изначально, но формирование иконы шло
вместе со становлением литургии и догматики. Не случайно догмат иконопочитания
был принят на Седьмом Вселенском соборе (в 787 г.), венчавшем великую эпоху
Вселенских соборов, и утвержден в 843 г. победой иконопочитания. И с тех пор
отмечается праздник Торжества Православия, потому что икона стала утверждением
самого принципа ортодоксии.
Православная Церковь видит в иконе не только один из видов церковного искусства,
пусть даже основной, но зримое выражение православной веры. Слово «икона» —
значит образ, изображение, портрет. И это относится прежде всего к образу Иисуса
Христа: это первая икона, единственный образ Бога.
Апостол Павел Христа, Слово Божие, называет иконой Бога Отца: «Он есть образ
Бога невидимого» (Кол. 1,15). Бог Слово в таинственном акте Боговоплощения
соединяется с человеческой плотью, Невидимый и Неприступный становится Видимым и
Доступным для человека. Всемогущий Творец Неба и земли, Бог Авраама, Исаака и
Иакова, говоривший с Моисеем на Синае, призывавший пророков, Божественный Логос
— явился на землю как Богочеловек Иисус Христос. «Слово стало плотью, и обитало
с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как
Единородного от Отца», — свидетельствует Иоанн Богослов (Ин. 1,14).
Недоступная для человеческого разума тайна Боговоплощения составляет важную
истину христианского откровения, ее невозможно постичь логически, рационально.
Принцип православного богословия состоит не в доказательстве Истины, а в
свидетельстве о Ней. Икона — один из богословских языков, посредством которого
Церковь несет Благую весть в мир, свидетельствует об истине, являет Христа и Его
Церковь торжествующую — преображенное, оббженное человечество.
Не противоречит ли икона второй заповеди Второзакония, запрещающей изображать
Бога? Некогда иконоборцы именно в этом обвиняли почитателей икон, называя их
идолопоклонниками и нарушителями непреложного Слова Божия. Такие обвинения в
адрес православных можно услышать и сегодня от протестантов. Противоречие между
запрещением изображать Бога и иконой кажущееся. Моисей, говоривший с Богом у
неопалимой купины, предупреждал Израиль: «Твердо держите в душах ваших, что вы
не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из
среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний <...> дабы ты
[Израиль]<...> не прельстился и не поклонился им и не служил им» (Втор. 4, 15 —
19). Когда же Бог Слово воплотился, вочеловечился, стал видим, то неизбежно стал
и изобразим. Преподобный Иоанн Дамаскин поэтому писал: «Когда увидишь
бестелесного ради тебя вочеловечившимся, тогда делай изображение человеческого
Его вида. Когда невидимый, облекшись в плоть, становится видимым, тогда
изображай подобие Явившегося. Когда Тот, Кто, будучи, вследствие превосходства
Своей природы, лишен тела и формы, количества и качества, и величины, Кто во
образе Божий сый, приим зрак раба (Флп. 2, 6—7), через это сделался ограниченным
в количественном и качественном отношениях и облекся в телесный образ, тогда
начертавай на досках и выставляй для созерцания Восхотевшего явиться»...