Икона
в храме
Православная икона предназначена прежде
всего для храма, где она живет в контексте Литургии. С самого начала церковное
искусство служило не для украшения храмового интерьера, но для молитвы, научения
или напоминания об истинах веры. Архитектура и росписи храма глубоко символичны.
Храм — это образ вселенной, образ преображенного мира, который благословляет
Христос Пантократор (купол храма), провозвещенный пророками (барабан),
проповеданный евангелистами (паруса) и многими святыми (арки, откосы окон),
пришедший на землю ради нашего спасения (своды и стены с библейскими сюжетами),
создавший Церковь на крови мучеников и святых (столбы), преподающий себя верным
в таинстве Евхаристии (алтарная апсида), особо пекущийся о Церкви и Своих
избранниках (стены) — Судия Второго Пришествия (западная стена).
Особое значение имеет восточная часть храма: здесь в алтаре совершается таинство
Евхаристии. Алтарь издавна стал отделяться алтарной преградой. После периода
иконоборчества на брусе (архитраве), утвержденном на достаточно высоких столбах,
появился темплон (эпистилий) — горизонтальные иконные доски с иконными
изображениями.
Чаще всего в центре него располагался поясной деисус или деисис, в состав
которого входили образы Христа, Богородицы, Предтечи, иногда также апостолов,
мучеников и других святых. По сторонам от деисуса размещался праздничный цикл, в
который входили иконы: «Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение»,
«Крещение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Вход Господень в Иерусалим»,
«Распятие», «Воскресение», «Пятидесятница», «Вознесение» и «Успение». Нередко на
темплоне помещался поясной деисус с апостолами и мучениками. В центре преграды
располагались Царские врата. На западных гранях восточных столбов в киотах
помещались местные образы Спасителя и Богородицы (выполненные в мозаике или
фреске). Уже в Палеологовское время алтарная преграда, подчеркивая сакральность
алтаря, закрывает иконами пространство между колоннами в первом ярусе.
Поствизантийский деревянный резной иконостас еще глуше закрывает алтарь и
становится достаточно высоким, но количество ярусов обычно не увеличивается
(появляющийся третий ярус дублирует второй). На Кипре встречаются иконостасы,
состоящие из местного, праздничного и деисусного рядов, а в Валахии и
пятиярусные иконостасы. Высокий — четырех-пятиярусный иконостас — характерен для
русской традиции. Он появляется на Руси в начале XV в. и состоит из местного,
деисусного, праздничного и пророческого рядов или чинов. С середины XVI в.
добавляется пятый, праотеческий чин.
Нижний ряд иконостаса называется местным; здесь расположены Царские врата, через
них во время Литургии выносят для причащения Святые Дары — Хлеб и Вино, которые
во время Евхаристии были приложены в Тело и Кровь Христа. Символика Царских врат
связана с откровением Небесного Царства (отсюда и их название). На створках врат
помещают Благовещение как событие, с которого начинается история спасения и
воплощения преподающего Себя в Евхаристии. Изображаются на вратах и евангелисты
как передавшие Благую весть или святители Иоанн Златоуст, Василий Великий как
творцы Литургии. Над Царскими вратами помещается сень с изображением Евхаристии.
Ранее, когда иконостас не закрывал от взоров молящихся алтарное пространство,
мозаику или фреску Евхаристии помещали в апсиде. Это изображение напоминает, что
в любом храме Евхаристия — таинство вневременное, совершаемое Самим Христом, и
причастники причащаются Тела Христова вместе с апостолами. Справа от Царских
врат помещается икона Спасителя, слева — Богоматери. Правее иконы Христа обычно
располагается храмовый образ — икона святого или праздник, в честь которого
освящен храм. В местном ряду находятся и другие иконы, чтимые в данном храме.
Помимо Царских врат в местном ряду имеются также дьяконские двери. На них в
древности изображались сюжеты, напоминающие человечеству об утерянном Рае:
сотворение мира и изгнание из Рая, райские обители с лоном Авраама, Богородицей,
Благоразумного разбойника, смерть монаха и другие. В XVII в. на дьяконских
дверях появляются архидьяконы Стефан, Лаврентий или ангелы, а позже и другие
святые как руководители на пути спасения. Деисус (русский вариант, измененное от
деисис) — четвертый, главный ряд иконостаса. В центре его располагается образ
«Спас в силах», в котором Христос предстает как Царь и Судия. Чин включает в
себя изображения Богородицы и Иоанна Предтечи, святых архангелов Михаила,
Гавриила, апостолов Петра. Павла и других, также святителей, великомучеников
(чаще всего преподобных Георгия и Димитрия) и т.д. Деисус представляет образ
явления Христа в силе и славе — образ Страшного Суда и Церкви Небесной,
молящейся о Церкви земной, странствующей в мире. Праздничный чин состоит из икон
евангельского цикла. Здесь представлено дело спасения человека. Обычно это
двенадцать праздников, изображавшихся на темплоне. Когда икон в этом ряду больше
двенадцати, то он дополняется иконами страстного цикла Рождества Богородицы,
Введения во храм, а также образами Преполовения, Воздвижения Креста. Пророческий
чин представляет ветхозаветных пророков, возвещавших о явлении в мир Спасителя
через Деву Марию. В центре ряда — «Знамение» — Богоматерь с Младенцем Христом
как свидетельство исполнения пророчеств, напоминаемых молящимся текстами на
свитках пророков.
Праотеческий ярус представляет чин ветхозаветных праотцев, в центре его стали
помещать неканонические образы Бога Отца («Отечество», «Новозаветная Троица»).
Этот ряд единый ветхозаветный период пытается разделить на два. С точки зрения
богословия правильно было бы отказаться от этого ряда, тем более, что некоторые
праотцы помещаются в пророческий ряд (например, святой Иаков). Венчает иконостас
Крест Христов. Тем самым вся история воспринимается как восхождение к Голгофе,
где совершилось спасение человечества. Иконостас, состоящий из множества
образов, сплавляется в единый образ Церкви, торжествующей, соединенной во
Христе.