Е.
Поселянин. Богоматерь на земле.
Глава 8. Почитание Богоматери
Приводится по изданию: Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и
чудотворных икон. М: АНО «Православный журнал «Отдых христианина», 2002 г.
--------------------------------------------------------------------------------
Мы видели уже, что усердное почитание Богоматери верующими началось еще при
жизни Ее. Вселенские соборы утвердили это почитание и усвоили Пресвятой Деве
название «Богородицы».
Игнатий Богоносец, современник Христа (по преданию, тот младенец, которого
Господь взял на Свои руки при произнесении слов: «если не обратитесь и не
будете, как дети»), мученик Иустин Философ, Ириней, епископ Лионский,
Дионисий Александрийский, — отцы II-го и III-го веков, Афанасий Великий,
Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий, Ефрем Сирин — IV век, —
все они в пламенных выражениях свидетельствовали достоинство Богоматери. В V
веке Кирилл, патриарх Александрийский, восставал против ереси Нестория,
который отрицал, что Деву Марию должно называть Богородицей. Третий
Вселенский собор осудил ересь Нестория и утвердил почитание Богоматери. То
же было сделано на IV, V, VI и VII Вселенских соборах.
Феодот, епископ Анкирский, произнес слово, в котором ясно вылилось церковное
учение о Богоматери: «Кто не признает Марию Богородицею, тот отчужден от
Бога».
Скажем несколько слов об установлении праздников Богоматери. Празднование
«Зачатия Богородицы», 9 декабря, началось не позже VII века, так как Андрей,
епископ Критский, скончавшийся в 722 г., уже написал канон на этот праздник.
Установление праздника Рождества Богородицы восходит к V и даже IV веку, так
как уже тогда в честь этого праздника строили храмы. Есть предание, что день
рождения Богородицы открыт был одному подвижнику, раньше же его не знали
точно. Относительно Введения во храм известно, что в V или VI веке в
Иерусалиме был храм в честь этого праздника, стоявший на месте притвора
Соломонова, где некогда провела отрочество Свое Приснодева. Праздник
Благовещения установлен был уже в IV в., так как о нем упоминают Афанасий
Александрийский и Иоанн Златоуст. Есть свидетельство, что впервые он был
установлен еще апостолами.
Точно так же, по преданию, апостолы установили праздник Успения Богоматери.
С давних времен этому празднику предшествует пост. В Иерусалиме у гробницы
Приснодевы, на Афоне в русских монастырях, в Гефсиманском скиту, что у
Троице-Сергиев-ской Лавры, празднование Успения отличается особою
торжественностью, и за утреней совершается точно такое же пение над
плащаницей Богоматери, как и над плащаницей Спасителя в Великую Субботу.
Три последние праздника принадлежат к числу двунадесятых.
26-го декабря совершается праздник, называемый: «Собор Пресв. Богородицы»,
т. е. общее собрание верных для прославления Богоматери. Этот праздник
возник вследствие древнего церковного обычая — на другой день великих
праздников воспоминать тех лиц, которые главным образом послужили
вспоминаемым в них событиям. (Так, 8-го января вспоминается Иоанн Предтеча,
8-го апреля архангел Гавриил.)
2-го июля совершается воспоминание «Положения честной ризы Богоматери». В
Константинополе в половине V века император Лев Македонянин воздвиг особый
храм, где положил ризу Богоматери. Впоследствии в Киеве, Суздале и Москве
были храмы, посвященные памяти этого события.
31-го августа совершается празднование «Положения честного пояса Богоматери»
в память того, что императрица Зоя, супруга императора Льва Мудрого, была
исцелена этой святыней.
Невозможно выразить словами то великое усердие, которым пламенеют к
Приснодеве сердца искренно верующих людей. Неимоверные страдания, которые
Пречистая Дева претерпела на земле для дела воплощения и как Матерь гонимого
Иисуса; безбрежная Ее вера и твердость в самых невыразимых, неимоверных
испытаниях, больше же всего Ее великое милосердие, Ее забота и скорость в
помощи бедствующим — все это навсегда усвоило Ей любовь и почитание сердец
христианских.
«Никто же притекаяй к Тебе посрамлен от Тебе исходит, Пречистая Богородице
Дево, но просит благодать и приемлет дарование к пользе прошения», — эта
молитва, которую на Афоне поют ежедневно в конце вечерни, в кратких словах
выражает крепкую, необоримую, незагасимую веру человечества в защиту
Богоматери.
Мы не будем приводить вдохновенных песней и слов великих святителей и
учителей вселенских о достоинстве Девы Марии. Переходя от рассказа о земной
жизни Ее к повести о делах небесного Ее милосердия, приведем «слово» нашего
родного писателя и святого, дивного святителя Димитрия Ростовского, который
в таких бессмертных выражениях говорит о Богоматери: «Если бы кто меня
спросил: что в поднебесной сильнее и крепче всего? — я бы ответил: нет
ничего более крепкого и сильного на земле и на небе после Господа нашего
Иисуса Христа, как Пречистая Владычица наша Богородица, Приснодева Мария.
Сильна Она на земле: ибо Она стерла главу невидимого змия и поразила адскую
силу, Ею воздвигаются победы, Ею ниспадают враги. Сильна Она и на небе: ибо
Бога сильного и крепкого молитвами Своими связывает».